Шесть способов повысить лояльность собственных сотрудниковСовременные специалисты по маркетингу осознают, что для продвижения компании внутренняя аудитория так же важна, как и внешняя. По некоторым исследованиям нелояльное отношение сотрудников может быть более губительным, чем действия конкурентов или негативная публикация в СМИ. Посредством выстроенных внутренних коммуникаций коллективу компании прививается единый вектор движения. Понимание стратегии развития компании, ее целей и ценностей, чувство гордости за компанию — все это способствует появлению синергетического эффекта при развитии и компании в целом, и каждого ее сотрудника в отдельности. Мало-помалу маркетинговый подход к внутренним коммуникациям (ВК) в России начинает набирать обороты. «Маркетинг — это привлечение и удержание клиентов. Точка». Так считает Игорь Манн, один из популярнейших маркетеров в нашей стране. Перефразируем: «Внутренний маркетинг – это привлечение и удержание сотрудников. Точка». На ниве зарплатных схем и программ нематериальной мотивации сделано уже много. Что же можно добавить? Мировой маркетинг перешагнул границу внутриотраслевой конкуренции. Салоны продаж автомобилей перенимают опыт у отелей, а те, в свою очередь, у дизайн-бюро, таким образом, используя не только традиционно «автомобильные», «отельные» или «креативные» возможности для бизнеса. Аналогично компании могут получить дополнительные преимущества на рынке, если обратят внимание не только на качества, которые позволяют персоналу успешно продавать продукцию, анализировать рынки, разрабатывать программное обеспечение и т.д., но и на те качества, благодаря которым люди воспитывают детей, заботятся о родителях, организовывают быт, дрессируют домашних животных и т.д. Для этого бизнес должен увидеть в сотруднике прежде всего человека, как он есть. 1. Своя территория В магазинах IKEA есть так называемые «коммуникаторы» — сотрудники, которые обеспечивает коммуникацию посетителей и магазина как единого организма. Билборды на стоянке, указатели внутри магазина, некоторые подписи к товарам (ценники — в зоне ответственности мерчандайзеров), которые и находятся в ведении коммуникатора, помогают посетителю освоиться на территории магазина, помогают клиенту почувствовать себя хозяином, который находится у себя дома и знает, что где расположено. Этот опыт стоит перенести на внутриофисное пространство. Насколько удобно налажена коммуникация вашего офиса с сотрудниками? Вне зависимости от того, собственное ли у вас здание, арендуете ли вы его целиком или только часть, будет полезно обозначить свою территорию. В минимальном варианте (несколько комнат в деловом центре) это могут быть таблички на дверях с логотипом и, возможно, указанием подразделения компании. Если есть такая возможность, то стоит распространить корпоративные элементы оформления на коридоры. Таким образом действуют партии в Государственной Думе, крыло оформляется в соответствии с партийной символикой и сразу понятно, на чьей территории находишься. В крупных компаниях создают электронные базы сотрудников, где можно найти информацию о подразделении, должности, где человек сидит, размещается фотография. Что касается средних компаний, по своему опыту могу сказать, что при численности сотрудников до 100 человек, можно вести актуальный план рассадки сотрудников, который доступен на внутрикорпоративном портале или сетевом диске. 2. Обратная связь Каждый человек активно влияет на течение своей жизни. Дайте возможность персоналу влиять на жизнь организации. Крупные компании могут позволить себе полноценные социологические исследования как реальный инструмент получения обратной связи от работников предприятия. Выступая в качестве респондентов, сотрудники принимают реальное участие в выработке решений, связанных с развитием компании. Параллельно можно проводить мониторинг отношения сотрудников к процессам, происходящим в компании, управленческим решениям. В любом случае можно придумать механизм получения обратной связи, который подойдет вам, будь то электронное письмо на специальный ящик, форма на портале или настоящий ящик для бумажных отзывов. Главное – реагировать. 3. Новые сотрудники При знакомстве естественно представляться, не правда ли? Представьте свою компанию новым сотрудникам не только с точки зрения внешних показателей, но и с точки зрения внутренней жизни. В западных компаниях, а вслед за ними и в крупных российских представительствах к новичкам стали прикреплять так называемого buddy (от англ. – приятель) – сотрудника, который помогает адаптироваться и рассказывает о внутренней кухне. В минимальном варианте можно собрать информацию, необходимую для первых дней, в одном документе и раздавать подобную памятку всем новичкам. Кстати, необязательно ждать, когда новый сотрудник полностью станет «родным», чтобы попросить его поделиться своими наблюдениями. Напротив, иногда важен свежий взгляд. Кроме того, вы же берете на работу человека «целиком», со всем его прошлым опытом. К нам приходит два-три новых человека в месяц, поэтому есть возможность пообщаться с каждым. Примерно через месяц новый сотрудник в нашей компании получает от меня письмо вот такого содержания: Уважаемый Михаил, Вы проработали в компании чуть более месяца. У нас есть традиция — получать от новых сотрудников обратную связь в формате «1. Что в компании хорошо. 2. Что можно улучшить». Почему именно от новых? Старичков мы тоже спрашиваем J Однако у новых еще: 1) не замылен взгляд; 2) все-таки месяц – это уже срок, чтобы говорить аргументированно. Поделитесь с нами вашими наблюдениями. Формат «что хорошо, что улучшить». Темы — любые. От отделки помещения до стратегии развития бизнеса, от внучатых племянников сотрудников до генерального директора и т.д. Проводим встречу, делаем выводы. 4. Вся жизнь – игра Игровой маркетинг сейчас превращается из диковинки и фишки в один из базовых инструментов маркетера. А три года назад мы начали использовать лотерею при поздравлении сотрудников с днем рождения. Три лотерейных билета — три разных подарка с символикой компании. Подарок и развлечение в одном флаконе. На протяжении трех лет подарками становились: футболки-поло, пара бейсболок как один подарок, рюкзак, USB-тройник, термос, спортивная сумка, зонтик, ветровка, френч-пресс. И к каждому подарку прилагается корпоративная шоколадка. Чтобы сотрудники получали разные подарки, скрупулезно составляем отчет «кто что вытащил». 5. Внимание к деталям Недавно в маркетинговом сообществе прошла вирусная кампания «5 малоизвестных фактов обо мне». Почему бы не применить ее к своим же собственным сотрудникам? Возможно, вы откроете для компании множество возможностей, в которых традиционно не пишут в резюме. Уделите внимание корням. Начните проект «Малая родина» с рассказами о городах, где родились, выросли или, может быть, учились члены коллектива. 6. Предвкушение праздника Во многих компаниях конец года — это почти конец света. Закрытие проектов требует такого вложения сил, что люди забывают о предстоящем празднике. А тем временем ожидание праздника само по себе очень ресурсно. В это время особенно важно подпитывать коллектив положительными эмоциями, для чего служат всевозможные конкурсы. Отличным решением может стать «Новогодний паззл»[1]. Для него нужно подготовить: * Праздничный новогодний дизайн. Особенно хороший эффект дает размещение на паззле фотографий сотрудников. В дизайне можно зашифровать, например, тему новогодней вечеринки. * Список вопросов, отвечая на которые сотрудники могли вспомнить историю компании, исследовать корпоративный портал и/или пообщаться с коллегами. Далее схема интуитивно понятна. Чтобы получить кусочек паззла, нужно отвечать на вопросы. Схемы определения победителей могут быть разные. В зависимости от того, сколько кусочков паззла у вас получилось и сколько вопросов в день вы публикуете, развлечение может растянуться и на месяц. Главное, что добавление каждого фрагмента паззла визуально подчеркивает приближение Нового года. У нас проходило следующим образом. Сначала пустую сетку паззла (180х120 см) вывесили на видном месте. Одновременно в новостной корпоративной рассылке объявили о начале конкурса. Всего паззл собирали две недели, кусочков 35 (см. фото 1), в первую неделю каждый день на портал вывешивалось четыре вопроса, во вторую – три. Вопросы вывешивались по очереди. Тот, кто первым отвечал, получал кусочек паззла (номер разыгрывался в лотерею) и небольшой приз. Практически все ответы можно было найти на корпоративном портале. Примеры вопросов: О проектах: * Какой проект был историческим предшественником системы ЭТРАН? * Как расшифровывается ИС УЖДП? * На какие поезда можно оформить электронный билет? О сотрудниках: * Кто автор трилогии «Пешее путешествие по Кавказу»? * Сколько человек с именем Дмитрий работает в компании? * Кто исполнил прыжок с парашютом под флагом «ИнтэлЛекс»? Если рассматривать техническую сторону подготовки, то основа печатается на баннере, сам дизайн на самоклейке. 7. Человеческая благодарность Во многих компаниях к различным памятным датам практикуются награждения сотрудников за те или иные достижения. И в подавляющем большинстве случаев премии и грамоты дают за какие-то успешно выполненные действия, а не за качества. Однако мне кажется, что благодарность тогда становится наиболее человечной, когда говорят спасибо не за перевыполнение плана, а за, скажем, трудолюбие и целеустремленность, которые и позволили добиться рекорда. В этом году под Новый год каждый сотрудник нашей компании получил открытку «Спасибо от шефа», в которой каждому сотруднику была выражена благодарность именно за личностные качества. По одному самому яркому качеству на человека. Причем задумка была не выявить качество так, чтобы все читали и думали: «да, он действительно такой пунктуальный, решительный или исполнительный», а подойти к делу максимально субъективно. Личное спасибо директора как человека, сотруднику как человеку. Когда шеф подбирал к каждому качество, первоначальная сложность была в том, что основная масса сотрудников казалась в первую очередь ответственными, профессиональными и надежными. Наверное, в умении подобрать такой коллектив и проявляется сила руководителя. Однако в данном случае нужно было переместиться с уровня «руководитель – подчиненный» на уровень «человек – человек». Тонкая настройка на рассудительность, аккуратность, душевность, сердечность и т.д. потребовала усилий. Итого у нас получился список из 191 качества. Вот, например, на букву «р»: радостный, радушный, разумный, рассудительный, расчетливый, рачительный, результативный, решительный. Формат для каждого был следующий: фотография, имя – фамилия, за что благодарность (см. фото 2 и 3). И отзывы не заставили себя ждать: * Открытка «Спасибо от шефа» – приятно. Ощущение, что к тебе лично подошел шеф, поздравил. * Здорово!!! Я показывала эту открытку домочадцам, знакомя их с нашим коллективом и характеристиками отдельных личностей. Всем понравилось. * Открытка стала приятной неожиданностью! Очень тронула, показывала всем своим родственникам, им тоже очень понравилась. И, главное, для всех нашлись теплые слова! P.S. После НГ люди рассказали мне об еще одной возможности использования этой открытки – в качестве подсказки для тостов. За бодрость! За экспрессию! За позитив! Так что, маркетолог, будь человеком! [1] Благодарю за идею Людмилу Танавскую из компании «Биоэкология», г. Санкт-Петербург Наталия Леднева, "Маркетинг Менеджмент".
|