REALPRO: Мы учимся на чужих победах!На этот раз мы решили вести беседу не с конкретным «мастером креатива», а с целой командой мастеров, чья совместная работа и стала залогом многолетнего успеха и непрекращающихся побед REALPRO. В беседе участвуют:
Основные впечатления от фестиваля несколько сумбурные, по крайней мере, у меня. Новые знакомые, много общения, немного полезной новой информации. В целом все ок. Владимир Черепанов: В этом году ММФР был как никогда пафосным и масштабным – не только по паблисити, но и по качеству участников. Но – болел за наших, некоторые из них остались незамеченными жюри. Но мне нравятся идеи сырые, с кровью! Успех REALPRO – это далеко не показатель тенденции успешности региональных агентств в целом, а скорее наоборот – исключение. Побед провинциальных агентств в этом году было особенно мало. Как вы думаете, с чем это связано? A.Ц.: Как обычно есть объективные и субъективные всему причины. Не только региональные компании, но и многие столичные работают по принципу «копирования и подражания». И если плагиат кому-то позволяет зарабатывать деньги, то для творческого и профессионального развития это тупиковый путь. Это относится, конечно, не ко всем компаниям, но, к сожалению, к критическому большинству. Есть и объективные причины. Например, центрами моды являются лишь несколько городов мира, есть мировые финансовые центры и т.д. Соответственно, что интеллектуальные и креативные ресурсы стремятся находиться именно в своих центрах. По-другому и быть не может. Все остальное - исключение из правил. Понятно, что дышать можно только при наличии кислорода в воздухе, т.е. успех бизнеса возможен только при наличии четко оформленных целей. Причем, как ни банально, но не деньги должны быть самоцелью, они должны быть средством достижения каких-то более значимых целей, например, вполне осознанного стремления к самореализации. Безусловно, нужны знания, нужно копить опыт. Обыденные вещи, на которые не все обращают внимание: целеустремленность, честность, как минимум, по отношению к себе, своим партнерам и своим коллегам. Творческий подход. И ключевой фактор — понимание, что нужно делать, а что нельзя ни при каких условиях. Необходимо учитывать и реальный возраст нашей отрасли – фактически это лишь стадия становления. Все только начинается.
В.Ч.: Деление на «столицу-нестолицу» придумано самими провинциалами, для оправдания: «У нас другие бюджеты и другие условия, бла-бла-бла». Ничто не мешает сделать отличную работу, даже сидя с ноутбуком в тайге. В итоге все решает качество идеи – особенно на фестивалях. Побед мало еще и потому, что сибиряки, возможно, слишком ориентированы на Москву, на ее признанные стандарты, которые все еще далеки до, например, европейских. С какими проблемами сталкиваются региональные рекламные агентства и как с ними бороться? A.Ц.: Покажи, какая у тебя реклама, и я скажу кто ты. Иллюзии и самообман главная проблема. Непрофессионализм всех участников процесса. Как со стороны клиентов, так и со стороны агентств и студий. Непонимание целей и результатов работ, неумелый просчет экономической эффективности сводит на нет все рекламные бюджеты и получается, что клиент не верит в сказки, и хочет «за мало денег много музыки», потому что просто не видит вариантов развития. Здесь в большей степени значима работа менеджмента, чем, например, креативного отдела. Думать необходимо глобально, а действовать локально. Ну а хороший дизайн надо уметь хорошо продавать. И.Я.: Как говорить за все региональные агентства? У каждого – свои тараканы, которых периодически надо травить. А так – кроме клиентов ничего не мешает. В.Ч.: Все решаемо и все достижимо. У вашей студии с самого начала работы стабильно высокая фестивальная активность. Как опытные участники, вы можете охарактеризовать уровень работ, представленных на различных фестивалях в этом году? A.Ц.: Общий уровень работ в целом от нуля до десяти. Такой вот большой разбег. Но «средний и высокий» общий уровень еще предстоит достичь. Это вопрос времени.
Какие новые тенденции в российском дизайне, какие, на ваш взгляд сильные и слабые стороны у российской рекламы? A.Ц.: Копирование и подражание. На этом уровне можно лишь только обучаться в учебном заведении. Отсутствие собственного прочтения жизни. Как в любом другом творчестве индивидуальность и оригинальность представлений о жизни и человеческих ценностях ни кто не отменял. Сильной стороной российской рекламы может явиться, на мой взгляд, культурологическая релевантность коммуникаций (только не надо путать с «рашен-деревяшен» или «а-ля Русь»). Однако нельзя просто творить, надо иметь полное представление, зачем это делается. Это специфика профессии. В основе нашей методики две фундаментальные платформы: бизнес-цели клиента и ценности целевой аудитории. Соединение этих платформ между собой средствами маркетинга, дизайна и создания других коммуникаций есть непосредственно творческая работа нашей компании. Необходимо глубоко вникать в тему, исследовать все, что связано с конкретной проблемой и выискивать новые пути решения. Каждый проект - это практически дипломная работа, только сроки другие. И.Я.: По-моему, реклама, да и дизайн в целом, тяготеют к лаконизму. Наелись позолоты «в три пальца», потянуло на простенькое, близкое и понятное потребителю. А вот «простенькое» создать порой совсем непросто. В.Ч.: Пока можно говорить только о внутрироссийских тенденциях – ведь все только формируется. Работа над качеством идеи и стилем. Настанет время, и мы узнаем, что такое русский дизайн и русская реклама. Что нового на суд рекламного сообщества представите в ближайшее время? С какими работами планируете войти в следующий фестивальный год? A.Ц.: Трудно сказать, но думаю, что это будут традиционные номинации в арт-дирекшене, фирменных стилях, нестандарте, упаковке и комплексное решение по разработке и выводу новых марок. В.Ч.: О, у нас есть крупный проект, который наделал много шуму в городе! Очень необычный и креативный. Создавая работу, думаете ли вы о ее фестивальном потенциале? A.Ц.: У нас существует отлаженный механизм организации портфеля работ. Готовые работы попадают либо в текущий архив, либо, при наличии инноваций в проекте, рассматривается фестивальное будущее с тщательным отбором По-принципу «лучше меньше - да лучше!». И.Я.: Лично я – нет. В самом начале работы – лёгкое волнение как перед свиданием с незнакомкой. Потом начинаешь работать, погружаться и ловишь себя на мысли что все они одинаковые. Чем будем удивлять девушку? Когда получается хорошо, остроумно «удивить», хочется с кем-то поделиться. А тут как раз фестиваль на носу! В.Ч.: Когда работаешь с заказчиком, к делу которого относишься с большим уважением – не будешь делать «хорошо-наполовину». Фестивальная планка качества проработки идеи помогает сделать работу лучше, сильнее и эффективнее. Как и чему вы учитесь? За счет чего растет уровень компании? A.Ц.: Учимся постоянно, причем как творческий состав, так и управленческий. Для этого внутри компании есть операционная поддержка системы обучения. Большинство наших творческих специалистов проходили такие школы как ВАШГД, ADCR, семинары и мастер-классы классиков российского дизайна, имеют профессиональное академическое образование. Ну и фестивали, конечно. Несколько лет назад стало понятно, что мы выросли за рамки исключительно дизайн-студии, и стали осуществлять стратегический бренд-консалтинг. Разумеется, что такое предложение возникло на фоне спроса со стороны клиентов. Редко какая-либо работа сегодня обходится без маркетингового планирования. Все-таки уровень конкуренции растет довольно быстро. Потребовались и специалисты, которых практически не где было взять, нужен был не только опыт и знания для создания собственной методики, но и определенное рыночное чутье и интуиция. На это ушло несколько лет и я «заполучил» таких коллег. Стажировки и дополнительное бизнес-образование непременные условия развития (у меня, например, российский MBA на базе ГУУ и прочие сертификаты). Я стараюсь максимально точно понять и сформулировать бизнес-задачи клиента. А основной творческой движущей силой развития нашей компании остается талант и работоспособность моего друга и партнера по бизнесу, арт-директора Игоря Ярыгина. Сегодня REALPRO является членами ADCR (Игорь Ярыгин, Владимир Черепанов) и, буквально неделю назад получили официальное подтверждение о действительном членстве в PDA (Европейская ассоциация брендинга и дизайна). В.Ч.: Мы учимся на чужих победах! Для такой успешной студии, у вас очень небольшой, хоть и явно сплоченный, коллектив. Как бы вы охарактеризовали внутрикомандные отношения REALPRO? A.Ц.: Сейчас я бы назвал это командной работой свободных людей. А начиналась, такая корпоративная культура с интуитивного понимания отношений между «компанией» и приглашенным человеком. Я пытался 10 лет назад вместе с Игорем организовывать отношения и рабочее пространство исходя из одного собственного понимания: «как бы лично мне было бы удобно работать в этой компании». А от человека мы ожидаем командной работы в качестве полноценной «боевой единицы». Профи и замечательные люди. Замечу, что все наши коллеги были лично приглашены для долговременного сотрудничества, цель которого - положительный результат для всех участников процесса. Своеобразная система сбалансированных показателей. И.Я.: Небольшой, Сплочённый, но хотелось бы иногда побольше «командности». В.Ч.: Мы все разные. У каждого свои сильные стороны, свои идеи и убеждения. Отношения? Взаимное дополнение – лучше не скажешь! Какие бонусы вы получаете от фестивальных побед? Стало ли у агентства больше заказчиков или денег? A.Ц.: Помимо увеличения объемов почты с разными запросами мы таки увеличиваем и клиентскую базу и стараемся не забывать о финансовых результатах. Все опять же сбалансировано. У нас есть четкое представление о том, кто является нашим потенциальным клиентом, и каким образом мы можем принести им пользу. Но кроме этого, есть еще такой значимый фактор фестивальных наград, как дополнительное подтверждение для наших уже состоявшихся клиентов «правильности выбранного в прошлом решения». Да и статусность избавляет иногда от некоторых неприятных процедур, как-то доказывать, «что ты не верблюд», например и т.п. И.Я.: Глубокое внутреннее удовлетворение, хотя вышеперечисленное тоже. В.Ч.: Это pr-ресурс, которым мы пользуемся в корыстных целях! Фестивали - продают. Ну и напоследок. Расскажите, как вас поздравляли в родном Новокузнецке? И каким вы хотите видеть свой город в плане эстетики и рекламы? A.Ц.: Нас просто завалили поздравлениями и подарками наши коллеги, партнеры, клиенты и средства массовой информации. Практически больше недели мы принимали поздравления. Было очень приятно, торжественно и горделиво за самих себя и за регион. Кстати или нет, но скоро мы запустим обновленный веб-сайт REALPRO. Это связано с тем, что мы провели собственный рестайлинг. Городская эстетика должна развиваться в сторону именно эстетики, а пока как мне кажется, все очень плохо. В этом году мы сами выходим с инициативой к местным властям о разработке комплексного подхода хотя бы в области массовых социальных коммуникаций. Надо с чего-то начинать. И.Я.: Значит так: к трапу самолёта раскатали ковровую дорожку и мэр, роняя скупую слезу на хлеб – соль, с комом в горле сказал: «Налейте героям!...» Через неделю, как ни в чем не бывало, все вышли на работу. В.Ч.: Мне нравится Новокузнецк по дизайну. И мы сделаем его еще лучше. Беседу вела Елена Виноградская, www.idea.ru.
|